Черты классицизма

В конце XVIII в. появляются первые периодические издания на венгерском и немецком языках. Так, с 1789 г. стал выходить «Трансильванский венгерский вестник».

В последней четверти XVIII в. в Трансильвании начал действовать постоянный театр, все более превращавшийся в очаг распространения культуры. В Сибиу на средства издателя Мартина Хохмейстера было сооружено здание театра, где шли пьесы Шиллера, Мольера, Шекспира, Гёте.

Театры были основаны также в Клуже, Брашове и других городах.

Развивалась и музыкальная культура. В епископии Оради окестры и хоры исполняли религиозные оратории.

В известного любителя искусств барона Брюкенталя часто давались концерты камерной и симфонической музыки. В 1787-1789 гг. им была открыта картинная галерея, способствовавшая пазвитию светской живописи.

В Сибиу сформировалась трансильванская школа портретной живописи, представленная И. Стоком (1742-1800), А. Вагнером (1766-1806).

В архитектуре и скульптуре Трансильвании второй половины начала XIX в. преобладал стиль барокко. Но с конца XVIII в. здесь стали проявляться черты классицизма.

Так, сочетание стиля барокко с элементами классицизма характерно для архитектуры дворца Брюкенталя в Сибиу, построенного в 1778-1785 гг. Присутствие черт классицизма наряду с барокко наблюдалось и в скульптуре рассматриваемого времени.

Примером может служить внутреннее и внешнее оформление трансильванских церквей.

В Валашском и Молдавском княжествах просветительство, испытывая влияние «трансильванской школы», также носило реформистский характер.

Его идеологи видели в просвещении, в развитии культуры на родном языке средство преодоления социальной отсталости и построения общества, свободного от угнетения. Многосторонняя деятельность таких видных просветителей Валахии, как Г. Лазэр, Е. Потека, Д. Голеску, была направлена на распространение культуры и образования в княжестве.

Сейчас читают: