Проявление кризиса буржуазной философии

Весьма характерна в этом отношении позиция Д. Густи — основателя социологической школы в Румынии. Собранные им и его последователями конкретные данные о плачевном положении низов румынского общества разоблачали антинародный курс политики господствующих классов королевской Румынии.

Вместе с тем ставка Густи на возможность достижения социальной гармонии, если государство проявит определенную «волю» и посредничество между эксплуатируемыми и угнетателями, обнажает субъективно-идеалистический характер метода Густи в его анализе перспектив развития капитализма в Румынии. Характерным проявлением кризиса буржуазной философии в межвоенный период является усиление ее реакционности и сведение болезненных явлений общественно-политической жизни общества к несовершенству природы человека и вмешательству некоего «верховного абсолюта».

К этому антропологическому направлению относятся такие представители буржуазной философии, как К. Рэдулеску-Мотру, И. Петрович, Л. Блага.

Их критика разума, науки, морали и ценностей человеческого бытия, как и апологетика реактивных инстинктов, культа силы и власти приобрели воинствующий характер под лозунгами превентивной контрреволюции, направленной на уничтожение революционных идей и научного марксистского мировоззрения. К. Рэдулеску-Мотру изложил свою философскую систему «энергетического персонализма» в духе реакционной концепции «румынизма», носившей в политической идеологии 30-х годов явно фашистскую окраску.

«Румынизм» ему виделся как «новая духовная общность» румынского народа, который, сохраняя наследие «латинского духа», должен был возвыситься над соседними народами «славянского мира».

Открыто проповедовал мистицизм в его грубой форме И. Петрович, призывая философию слиться с религией и обосновать существование очищенного от устаревших догм нового высшего-«абсолюта». В такой же степени мистикой, иррационализмом веет от философских теорий Л. Благи.

Сейчас читают: