Новости 

Пять вопросов президента – что это было?

Сейчас наконец понятна методология этого опроса и можно сделать более обоснованные выводы о том, что это было. Фактически это непрофессионально проведенный экзит-полл (во многих странах во время экзит-поллов задают не только вопрос о выборе, но и 30–50 других вопросов). Председатель партии «Слуга народа» Александр Корниенко на брифинге 26 октября объяснил, что они и не претендуют на то, что это социологическое исследование, хотя сказал, что проводила его компания «Зе медиа», которую он почему-то назвал социологической: «Они согласились организовать этот опрос – он не является социологическим опросом, поэтому здесь не должно быть каких-то особых требований, но организовать это количество волонтеров-интервьюеров, организовать логистику и так далее эта компания взялась».

Результаты этого опроса не являются репрезентативными для населения Украины в целом (так опросить планировали только тех, кто принимает участие в выборах), но он не является репрезентативным и для тех 37% населения, которые приняли участие в выборах. Обычный экзит-полл проводится нейтральной организацией, и социологи пытаются опросить всех, кто попал в выборку, чтобы обеспечить равную вероятность каждого попасть в опрос. А опрос Зеленского был персонизированным опросом президента и его политической силы, поэтому участие его сторонников было существенно выше, чем сторонников других партий (например, 67% сторонников «Слуги народа» и 27% сторонников ЕС).

К тому же фактически опрашивали добровольцев, тех, кто выразил желание участвовать, что усилило эффект самоотбора. Проблема не в том, что опросили только примерно 17% избирателей Украины (на мой взгляд, достаточно было бы опросить 0,1%, то есть опросили в 170 раз больше, чем надо), а в том, что невозможно сказать, как мнение опрошенных отражает мнение населения Украины. Результаты нерепрезентативные, от них нет никакой пользы. Их можно использовать, чтобы обосновать какое-то решение. Вы не можете сказать, например, что население Украины поддерживает сокращение количества депутатов, потому что, возможно, 83% тех, кого не опрашивали, имеют другую точку зрения.

Сейчас читают: